Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фальк роберт рафаилович

Энциклопедический словарь

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), живописец. Член художественных объединений «Мир искусства», «Бубновый валет». Натюрморты, пейзажи, портреты («Красная мебель», 1920; «Бухта в Балаклаве», 1927; «Автопортрет в красной феске», 1957) в тонко разработанной цветопластической форме запечатлевают сложный мир человеческих чувств.

* * *

ФАЛЬК Роберт Рафаилович - ФАЛЬК Роберт Рафаилович [15 (27) ноября, Москва - 1 ноября 1958, Москва], российский художник, мастер живописи, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна (см. МОДЕРН) и авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ).

Поэзия цвета

Родился в семье юриста. Занимался в школах-студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович) и И. И. Машкова (см. МАШКОВ Илья Иванович) (1904-05), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905-09), где особое влияние на него оказали В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович) и К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). Жил в основном в Москве. Был членом объединений «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», «Бубновый валет (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)», «Общество московских художников (см. ОМХ)» и АХРР (см. АХРР).

Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар выдающегося «цветовика». Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистских полотнах периода «Бубнового валета» («Поэт М. Рефатов», 1915; «Дама в красном», 1918). Как и другие «бубновалетцы» мастер не пошел далее ранней «сезаннистской» и «аналитической» стадии кубизма (см. КУБИЗМ), и последующие, более радикальные авангардные направления воспринимал довольно критически. Благодаря такому стилистическому «торможению» в творчестве Фалька сложился совершенно уникальный сплав модерна с его культом красоты и авангардизма, стремившегося эту красоту наглядно переосмыслить и перестроить. При этом Фальк успешно выступал в самых различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также и в сфере театральной живописи (оформление спектакля «Ночь на Старом рынке» И. Л. Перетца и «Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима в Государственном еврейском театре (Госет), 1922-25).

В конце 1910-х-начале 1920-х гг. крепнет главное достоинство его таланта - поэзия колорита, достигающая особой выразительности в первые постреволюционные годы, когда она порой превращается в подлинное откровение, прекрасное и в то же время трагическое: такова «Красная мебель» (1920), простой по композиции интерьер, «наливающийся» темно-красным светом, словно человеческой кровью.

По дороге к «оттепели»

1928-37 годы Фальк провел в Париже, выехав туда в связи с гастролями Госета, а годы военной эвакуации (1941-43) - в Башкирии и Средней Азии.

Со временем все большее значение в его живописи обретает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы («Обнаженная в кресле», 1922). Образы его французского периода сближаются с лирическим экспрессионизмом «парижской школы», уподобляясь порою ирреальному видению («Воспоминания», 1930-31). Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически-изысканные, хотя и вполне натурные, феерии, таковы большие циклы его французских и среднеазиатских пейзажей 1930-40-х годов, обычно гармонически-спокойных по композиции («Осенний пейзаж. Париж», 1933-34; «Золотой пустырь. Самарканд», 1943).

Воистину «самоцветны» его портреты, в лучших своих образцах предполагающие тонкое духовное сродство между автором и моделью («Дама в белой шали», 1946-47, «Искусствовед А.Г.Габричевский», 1952-53). Он писал и задумчивые автопортреты, духовно разметив ими свою жизнь («Автопортрет в красной феске», 1957).

Натюрморты же Фалька зачастую превращались в настоящие триумфы артистического цветовосприятия, проявляющегося в совсем неброских мотивах и неярких тональных гаммах («Картошка», 1955).

Вполне естественно, что это камерное «чистое искусство» с годами обнаружило свою полную несовместимость с канонами соц-реализма. На пути Фалька к зрителям, к творческой молодежи (вплоть до 1944 он много сил отдавал преподаванию - во Вхутемасе и др. институтах) воздвигалось все больше препон. По сути в поздние годы мастер перешел в сферу «неофициального искусства», став вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька», собиравшие кружок либеральной творческой интеллигенции, вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

Большой энциклопедический словарь

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886-1958) - российский живописец. Член "Бубнового валета". Натюрморты, пейзажи ("Бухта в Балаклаве", 1927), портреты отмечены насыщенностью цвета, образной выразительностью.

Гуманитарный словарь

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886-1958) - художник, учился в моск. студиях К. Юона, И. Дудина, И. Машкова (1904-05), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1905-12) у В. Серова, К. Коровина; чл. объединений "Бубновый валет" (1910), "Мир иск-ва" (1917), Ассоциации художников рев. России (АХРР) (1926-28), в 1929-38 работает в Париже, автор портретов современников, театр. декораций, натюрмортов, пейзажей. Ранний период характеризуется попытками соединить живописную систему Сезанна с традициями рус. нар. примитива (лубка, вывески), использованием приемов деформации форм натуры ("Пейзаж с парусом", 1912; "Крым. Пирамидальный тополь", 1915; портрет Мидхада Рефатова, 1915 и т. п.). Зрелостью творчества отмечены произв. 1930-50-х гг., в к-рых ясно проявляется стремление к гармонии образно-пластич. решения ("Красная мебель", 1930). С особой силой лирич. природа таланта Ф. раскрылась в его излюбл. жанрах - портрете, пейзаже и натюрморте. Живописная манера Ф., его своеобразный "пуантилизм", лишь внешне сближает его с импрессионистами. Темы произв. и проблемы, к-рые волнуют художника, - вечные, непреходящие. Тонкие цветовые решения, закономерность и конструктивность пластич. форм рождают поэтич. образы человека и мира, часто возвыш., неск. элегичные ("Дама в синем", 1936; "В белой шали (А. Щекин-Кротова)", 1946-47 и др.). С кон. 1930-х гг. неоднократно оформлял спектакли разл. т-ров страны в постановках С. Михоэлса, А. Таирова и др. В 1940-50-е гг. подвергался серьезной критике, обвинялся в "формализме".

Лит.: Р. Фальк: Выст. произведений: Каталог. М., 1966; Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1981.

Р. Р. Фальк. В черной шали. 1948

Р. Р. Фальк. В черной шали. 1948

Полезные сервисы